bert_tran (bert_tran) wrote in by_pinhole,
bert_tran
bert_tran
by_pinhole

Categories:

Тайна старой фотокарточки

В моём "семейном архиве" есть россыпь старых "визитных" фотокарточек конца 19 века. В ту пору обычным делом было дарить такие картинки близким людям или друзьям, "на добрую память", как тогда выражались. Карточки эти выполнены, судя по всему, способом контактной печати на альбуминовую бумагу с амбротипного стеклянного негатива. Такой способ позволял передавать мельчайшие детали изображения - при контактной печати нет рассеяния света, неизбежного для проекционного способа.
Фотоматериалы эти (и негатив, и позитив) благодаря особенностям технологии получались чрезвычайно мелкозернистыми. Отсюда их феноменальная разрешающая способность. Общее разрещение снимка ограничивалось, таким образом, только совершенством объектива съёмочной камеры.
Правда, и чувствительность таких материалов была крайне невысока. Это было неизбежной платой за высокое разрешение изображения.

Много раз я рассматривал эти картинки, пытаясь проникнуть во время, отразившееся на них. Каждый раз находились новые любопытные подробности: разрешение снимков действительно очень высокое и позволяет разглядеть многие интересные детали. Это при том, что сама фотография невелика - в среднем 60х90мм, (вместе с паспарту). Однажды обратил внимание, что в глазах портретируемых отражается свет, применявшийся для съёмки. Чаще всего этот свет боковой, от широкого окна, расположенного справа или слева от модели. Мягкое, пластичное освещение, позволяющее получить приятные портреты для любого типа лица.

А вот на этой фотографии свет довольно необычный, верхний.

     

Портрет, 1897, альбуминовая печать.
Фотография М.Г.Молчанова, г. Каменец-Подольск.

Быстрым размашистым почерком надпись на обороте:
"Славному Коли
отъ Жени Фюлиетиной (Фиметиной?)
Прошу лихомъ не поминать!!
10 ноября 1897 г.
в г. ...(неразборчиво, что-то типа "Сегера")
Надпись сделана перьевой ручкой, чёрными чернилами, у пера меняется нажим...

Обратите внимание на дырочки от гвоздиков. Вероятно, снимок довольно долго провёл будучи прибитым на стенку, среди других "милых лиц", как было принято тогда... Присмотримся к портрету внимательнее. В павильоне явно имеется широкое наклонное потолочное окно, как было принято парижских студиях середины девятнадцатого века.



Об этом, кроме общего характера освещения, говорит и характерный треугольный блик в верхней части глаза модели.



Однако картинка, отражённая глазом, более подробна. Присмотритесь: кроме потолочного окна просматриваются и другие объекты. Например, слева заметен ещё один светлый блик: на стене павильона, видимо, имеется ещё и боковое окно.
Попробуем ещё немного увеличить картинку (первая была получена при максимальном разрешении доступного мне сканера).



Теперь заметно, что слева не просто окно, а вид павильона, уходящий в перспективу.
А если сделать чуть посветлее? Теоретически, в центре отражения должна находиться камера...



Готово! Она там и находится. А справа от камеры, при известной доле воображения, просматривается ещё один интересный объект... Силуэт фотографа?
Хотя, возможно, я просто пытаюсь выдать желаемое за действительное. Я небольшой спец в фотошопе (да и размер картинки невелик). Будет возможность – попытку проникнуть в прошлое повторю. Жаль, изображение второго глаза на портрете сильнее пострадало от времени, и проверить по нему результат расшифровки не удаётся. Однако согласитесь - старые фотографии хранят немало тайн. И ждут своих исследователей.

И ещё один момент... Как вы думаете, что достанется будущим исследователям НАШЕГО времени, начала 21-го века? Ржавые винчестеры? Нечитаемые компакт-диски? Сдохшие флэшки? Давайте хоть иногда ПЕЧАТАТЬ свои картинки.


Рассказ этот посвящаю 175-летию с момента открытия фотографии, которое мы отметим 7 января 2014-го.
Tags: история, источник_вдохновения
Subscribe

  • Альбуминъ, часть вторая.

    Продолжим публикацию старинных картинок из моего домашнего архива, начатую 6 января. Архив этот был обнаружен мною в 1980-м на чердаке старого дома…

  • 175-летию фотографии посвящается

    Натюрморт с фотобачком. Загорск, 1954. Фотография была в моей жизни всегда. С самого рождения. Отчётливо помню: среди первых моих детских игрушек…

  • Bauwagenkamera

    Бауваген по-немецки – строительный вагончик, бытовка. Именно из неё немецкий фотограф Торстен Берндт (Thorsten Berndt) сделал самый настоящий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments